Рус Бел Eng

Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» содержит указание о необходимости придания контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее -Указ), одним из принципов контрольной (надзорной) деятельности является предупреждение совершения правонарушения. Одним из эффективных инструментов, позволяющих реализовать указанные положения, выступает проверка по заявлению проверяемого субъекта.

В соответствии с п. 4 Указа запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

>    государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

>    индивидуальных предпринимателей;

>    присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

>    создания - представительств иностранных организаций;

>    первоначальной выдачи свидетельства о регистрации - лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

У первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Стоит отметить, что данный запрет не распространяется на проверки по заявлению проверяемого субъекта.

Согласно Указу, субъекты хозяйствования самостоятельно инициируют назначение данной проверки путем подачи уполномоченным лицом добровольного заявления в контрольный (надзорный) орган.

В таком случае проверка субъекта назначается без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и осуществляется только тем органом, в адрес которого поступило заявление, и только по вопросам, входящим в компетенцию данного органа. Приведем пример. Если подобное заявление поступило в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда, то именно данный государственный орган будет осуществлять проверку. Предметом такой проверки будет выступать соблюдение законодательства о труде и (или) об охране труда.

При поступлении надлежаще оформленного заявления проверяемого субъекта   решение   о   назначении   проверки   принимается   руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

Срок проведения описываемой нами проверки составляет не более тридцати рабочих дней. Проверка проводится за период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Порядок проведения проверок установлен Положением о порядке организации и проведения проверок, которое утверждено Указом.

Так, в ходе проведения проверки, проверяющий вправе требовать как документы, так письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц, по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Дополнительно контролирующим (надзорным) органом осуществляются меры по разъяснению порядка соблюдения требований законодательства и применения его положений на практике.

До проведения проверки проверяющий обязан внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок. В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

Акт проверки составляется при выявлении нарушений норм законодательства в ходе проведения проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений норм законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Документ с результатами проверки в течение двух рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган. Возражения разрешаются контролирующим органом в течение 15-ти рабочих дней и оформляются заключением.

По фактам выявленных нарушений, проверяющим в пределах его компетенции, может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Отметим, что Департаментом государственной инспекции труда в целях поступления большего количества заявлений от субъектов хозяйствования    и    повышения    уровня    профилактической    работы    и правосознания в обществе принято решение о том, что в случае выявления нарушений законодательства о труде и (или) об охране труда при проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель к административной ответственности не привлекаются.

При наличии в акте проверки нарушений имеющих длящийся характер и требующих устранение, в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю акта проверки, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится требование (предписание) об устранении нарушений.

Требование (предписание) об устранении нарушений содержит указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).

Предупреждаем, что в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (статья 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

В заключение необходимо отметить, что проведение проверок, инициируемых самим субъектом хозяйствования, позволит более своевременно выявить возможные нарушения, и как следствие, уменьшить их негативные последствия, повысить уровень правосознания, а также не допустить совершения аналогичных нарушений в последующем.