Инспекция Министерства по налогам и сборам по Заводскому району г. Минска разъясняет актуальные вопросы исчисления части прибыли (дохода) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее – Указ № 637).
1. Подлежит ли исчислению и уплате в бюджет часть прибыли (дохода) хозяйственного общества с долей государства в уставном фонде менее 50 %?
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 637 установлено, что хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, исчисляют и перечисляют в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней часть прибыли (дохода) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ.
Статьей 34 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах) установлено, что распределение прибыли хозяйственного общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников этого общества.
Порядок принятия решений общего собрания участников хозяйственного общества определен статьей 45 Закона о хозяйственных обществах, согласно которой решения общего собрания участников хозяйственного общества принимаются простым большинством голосов (более 50 %) лиц, принявших участие в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом о хозяйственных обществах и уставом хозяйственного общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников хозяйственного общества либо когда решение указанными лицами или всеми участниками хозяйственного общества принимается единогласно.
Таким образом, хозяйственные общества, у которых в собственности государства находится 50 % и более акции, производят перечисление части прибыли (дохода) в бюджет в порядке и сроки, установленные Указом № 637, в обязательном порядке.
При наличии доли государства в уставных фондах хозяйственных обществ в размере менее 50 % вышеназванными законодательными актами не возлагается обязанность о начислении и выплате дивидендов в соответствии с Указом № 637.
Вместе с тем представитель государства вправе вносить предложение о рассмотрении на общем собрании акционеров хозяйственного общества вопроса о начислении и выплате дивидендов в порядке, установленном Указом № 637.
Следовательно, при принятии общим собранием акционеров хозяйственного общества, в уставном фонде которого доля государства составляет менее 50 %, решения о начислении и выплате дивидендов в соответствии с Указом № 637 такое хозяйственное общество производит их начисление и выплату в порядке, установленном Указом № 637.
2. Подлежит ли исчислению и уплате в бюджет часть прибыли (дохода) акционерного общества с долей государства в уставном фонде более 50 % в соответствии с Указом № 637 в случаях, установленных частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах, в которых акционерное общество не вправе принимать решение об объявлении и выплате дивидендов?
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 637 установлено, что подлежит перечислению в бюджет часть прибыли (дохода) хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, за исключением случаев, установленных законодательными актами, от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.
Случаи, в которых акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды, установлены частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах.
Так, частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах предусмотрено, что акционерное общество не вправе принимать решение об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды, если на день принятия такого решения или на день выплаты дивидендов:
уставный фонд оплачен не полностью;
стоимость чистых активов акционерного общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;
акционерное общество приобретает или имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов;
не завершен в соответствии со статьей 78 Закона о хозяйственных обществах выкуп акций акционерного общества по требованию его акционеров.
Таким образом, Указ № 637 учитывает нормы статьи 72 Закона о хозяйственных обществах и общее собрание участников хозяйственного общества вправе принять решение не начислять и не выплачивать дивиденды в случаях, установленных частью пятой статьи 72 Закона о хозяйственных обществах.
3. Указом № 637 установлены следующие ставки для исчисления части прибыли (дохода):
5 % – для унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство (далее – сельскохозяйственные организации);
20 % – для иных унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ (далее – иные организации).
В каком порядке необходимо определять основной вид экономической деятельности для отнесения организации, имеющей в своем составе филиалы и осуществляющей несколько видов деятельности, к сельскохозяйственным организациям в целях исчисления части прибыли (дохода)?
Для определения основного вида деятельности организации следует руководствоваться методикой, установленной общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (далее – ОКРБ 005-2011), а также Указаниями по определению основного вида деятельности организаций на основе общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» для формирования официальной статистической информации органами государственной статистики», утвержденными приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 289 (далее – Указания № 289).
В частности, пунктом 2 ОКРБ 005-2011 и пунктом 7 Указаний № 289 установлено, что основным видом деятельности является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости данной организации.
Основной вид деятельности определяется по нисходящему методу (приведен подп. 4.4 п. 4 ОКРБ 005-2011) и необязательно создает 50 % или более общей добавленной стоимости организации.
Справочно. Пунктом 10 Указаний № 289 предусмотрено, что добавленная стоимость (валовая добавленная стоимость) – это разность между стоимостью произведенных продуктов (выпуском товаров и услуг) и стоимостью продуктов, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).
Порядок определения основного вида деятельности установлен главой 4 Указаний № 289. Полагаем возможным использовать установленный главой 4 Указаний № 289 порядок, в том числе для определения основного вида деятельности организации, имеющей в своем составе филиалы, для целей отнесения к категории сельскохозяйственных либо иных организаций для целей Указа № 637.
При этом согласно пункту 14 Указаний № 289 критерием, используемым для расчета основного вида деятельности для коммерческих организаций (кроме организаций, классифицируемых в секции K «Финансовая и страховая деятельность»), является объем производства продукции (работ, услуг) (по видам деятельности, относящимся к торговле, – валовой доход).
4. Республиканское унитарное производственное предприятие в 2020 г. применяло порядок отражения в бухгалтерском учете разниц, образующихся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее - курсовые разницы), в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств». Данные курсовые разницы в бухгалтерском учете в 2020 г. отнесены на доходы (расходы) будущих периодов и в 2021 г. списаны на доходы (расходы) по финансовой деятельности.
В налоговом учете в 2020 г. указанные курсовые разницы включены в состав внереализационных доходов (внереализационных расходов) в соответствии со статьями 174 и 175 Налогового кодекса Республики Беларусь в полном объеме.
Необходимо ли отражать такие курсовые разницы по строке 4 расчета части прибыли (дохода) унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества, за исключением страховых организаций и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, подлежащей перечислению в бюджет (далее – Расчет), форма которого установлена согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 7?
По строке 4 Расчета отражаются доходы по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, не включаемые для целей налогообложения в состав внереализационных доходов (за исключением дивидендов, полученных от белорусских организаций), за вычетом расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, не учитываемых при налогообложении.
Курсовые разницы, отраженные в 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» на счетах 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» и не списанные с этих счетов на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в 2020 г., формируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в 2020 г., а в бухгалтерском учете будут включены в доходы и расходы по финансовой деятельности в 2021 г.
Соответственно в строке 4 Расчета такие курсовые разницы не отражаются. Они будут включены в базу для расчета части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, по мере их отражения в бухгалтерском учете в составе доходов и расходов по финансовой деятельности.