Контрольные мероприятия:
Предотвращение необоснованного возврата НДС из бюджета
При проведении инспекцией МНС по Заводскому району г. Минска камеральной проверки ООО «М» установлено неправомерное отражение в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС) превышения сумм налоговых вычетов над суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Положением об учетной политике организации на 2021 год было определено, что налоговые вычеты по НДС прошлого налогового периода при распределении налоговых вычетов методом удельного веса в распределении не участвуют. Вместе с тем, при распределении в 2021 году налоговых вычетов между оборотами, облагаемыми по ставке 0% и ставке 20%, организацией в том числе были учтены суммы НДС, не принятые к вычету в 2020 году. Соответственно, плательщиком были завышены суммы НДС, в отношении которых нормами НК предоставляется право полного вычета, и таким образом заявление их к возврату из бюджета является необоснованным.
Сумма предотвращенного необоснованного возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав составила 223 116, 08 белорусских рублей.
Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми с целью уклонения от уплаты подоходного налога
По результатам проведенной инспекцией МНС по Заводскому району г. Минска внеплановой проверки ООО «А» на основании анализа и оценки в совокупности собранных фактических обстоятельств и доказательств установлено, что гражданско-правовые договоры на выполнение работ по организации сбыта товаров, заключенные с индивидуальным предпринимателем Б., фактически прикрывали трудовой договор с целью неуплаты подоходного налога, что подтверждается следующим:
- Б. подчинялся руководителю ООО «А», выполнял его указания и распоряжения, отчитывался о проделанной работе, руководил сотрудниками организации;
- сотрудники ООО «А» ассоциировали Б. как сотрудника и руководителя филиала ООО «А», выполняли его поручения, согласовывали производственные вопросы;
- ИП Б. выполнялись работы идентичные тем, которые он выполнял в качестве сотрудника ООО «А», кроме того, оплата выполняемых ИП Б. работ в 4 и более раз превышала размер оплаты труда сотрудников организации, которые согласно штатному расписанию выполняли такие же работы, как и ИП Б. в соответствии с гражданско-правовым договором;
- денежные средства перечислялись ИП Б. в виде регулярных выплат, что характерно для трудовых отношений, и в периоды, аналогичные выплатам заработной платы штатным сотрудникам ООО «А»;
- ИП Б. не выполнял работы, не оказывал услуги в адрес других субъектов хозяйствования в период взаимоотношений с ООО «А»;
- ИП Б. фактически не занимался самостоятельной предпринимательской деятельностью (самостоятельно не оформлял первичные учетные документы, не рассчитывал свой доход, самостоятельно не вел бухгалтерский и налоговый учет, никак не продвигал свою предпринимательскую деятельность, не размещал рекламу, не нес расходов, свойственных предпринимательству) и использовал денежные средства, полученные по гражданско-правовым договорам, исключительно на личные нужды, а не на ведение предпринимательской деятельности;
- предметом договора являлся процесс выполнения работ на протяжении длительного периода, то есть выполнение работ (оказание услуг) длящегося характера, а не разового задания, что характерно для трудовых взаимоотношений;
- выполнение работ ИП на месте расположения офиса структурного подразделения организации;
- осуществление ООО «А» и ИП Б. запросов на портал Министерства по налогам и сборам через один и тот же IР-адрес и оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета осуществлялось не ИП Б., а сотрудниками ООО «А».
Таким образом, руководитель ООО «А» инициировал подмену трудовых взаимоотношений на гражданско-правовые и уходил от налоговых обязательств по уплате подоходного налога.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 4, пунктом 5 статьи 33 НК-2019 по результатам проверки проведена корректировка (увеличение) у ООО «А» налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц за период с 01.01.2014 по 08.06.2021 на общую сумму 628 018,80 руб., что повлекло доначисление подоходного налога в сумме 80 828,97 руб. Подоходный налог поступил в бюджет в полном объеме.
Заработная плата «в конверте» - серьезное нарушение действующего законодательства.
Налоговой инспекцией по Заводскому району г.Минска в ходе проведения внеплановой проверки организации установлены факты приема в 2014 годуфизических лиц на работу без оформления трудовых отношений (договора подряда), занесения записи в трудовую книгу и выдачи им заработной платы из кассы магазина без росписи в расчетно-платежной ведомости. Основанием для таких выводов послужили представленные в инспекцию материалы проведенных правоохранительными органами контрольных мероприятий.
По результатам проверки сделан вывод о невыполнении налоговым агентом (проверенной организацией) обязанности по исчислению, удержанию и перечислению суммы подоходного налога с физических лиц в размере 3667,36 руб.
За неудержание и неперечисление сумм подоходного налога в установленные сроки исчислены пени за каждый календарный день просрочки в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства, на общую сумму 1491,92 руб., применена административная ответственность в соответствии ч. 1 ст. 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 733,47 руб.