Комиссия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
Типичные нарушения требований законодательства об охране труда
Типичные нарушения требований законодательства об охране труда:
- на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов не установлены защитные ограждения, а на границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности
- перемещение грузов на крышу над местом прохода граждан, не использование СИЗ
- неудовлетворительное состояние производственных и бытовых помещений, территории
- в аптечках первой медицинской помощи допускается наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности
- санитарно-бытовые помещения не содержатся в исправном состоянии и чистоте
- не убираются проливы масел в производственных помещениях
- неупорядочено хранение металлолома, промышленных отходов
- баллоны хранятся вне специально отведенных мест
- к работе допускаются (не отстраняются от работы) работники, не использующие средства индивидуальной защиты
- не закрываются распределительные коробки
Список лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора на территории города Минска
Об определении списка
Решения № 974 - 16 марта 2023
На основании части десятой статьи 384 Трудового кодекса Республики Беларусь Минский городской исполнительный комитет РЕШИЛ:
1. Определить список лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора на территории города Минска (далее – список) согласно приложению.
2. Главному управлению идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома, комитету по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, администрациям районов г.Минска разместить список на официальных сайтах Мингорисполкома, комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома и администраций районов г.Минска в глобальной компьютерной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Мингорисполкома Цурана А.Н. и председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Романович Ж.А.
Председатель | В.Е.Кухарев |
Управляющий делами | А.М.Мательская |
Приложение
к решению Мингорисполкома
16.03.2023 № 974
СПИСОК
лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для
рассмотрения коллективного трудового спора на территории города Минска
Район | ФИО | Должность |
Заводской район | Бутор Виктория Леонидовна |
главный специалист отдела организационно-кадровой работы администрации Заводского района г.Минска |
Денюшкин Сергей Леонидович |
председатель Заводского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Ленинский район | Борисевич Татьяна Геннадьевна |
начальник юридического отдела администрации Ленинского района г.Минска |
Климович Елена Анатольевна |
председатель Ленинского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Московский район | Пономаренко Наталья Вячеславовна |
председатель Московского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси |
Яковина Татьяна Петровна |
начальник юридического отдела администрации Московского района г.Минска | |
Октябрьский район | Василевская Екатерина Руслановна |
начальник отдела организационно-кадровой работы администрации Октябрьского района г.Минска |
Карпович Елена Владимировна |
председатель Октябрьского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Партизанский район | Черноног Анна Фёдоровна |
начальник юридического отдела администрации Партизанского района г.Минска |
Купцова Светлана Александровна |
председатель Партизанского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Первомайский район | Колесникова Наталья Владимировна |
ведущий юрисконсульт государственного предприятия «Жилищно-эксплуатационный учас-ток № 6 Первомайского района г.Минска» |
Глатенок Анатолий Николаевич |
председатель Первомайского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Советский район | Артеменко Ирина Николаевна |
заместитель начальника отдела организационно-кадровой работы администрации Советского района г.Минска |
Зверко Галина Ивановна |
председатель Советского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Фрунзенский район | Беловол Алеся Александровна |
начальник юридического отдела ОАО «МАПИД» |
Шинкевич Андрей Владимирович |
председатель Фрунзенского районного г.Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси | |
Центральный район | Урупина Мария Эдуардовна |
главный специалист отдела организационно-кадровой работы администрации Центрального района г.Минска |
Амилькович Светлана Николаевна |
начальник юридического отдела администрации Центрального района г.Минска |
13 июля 2022 года мобильная группа по охране труда посетила ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»
13 июля 2022 года мобильной группой по охране труда администрации Заводского района г.Минска были обследованы производственные площади цеха сборки автомобилей автосборочного завода ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», где задействованы студенческие отряды МОУВО «Белорусско-Российский университет» и УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».
Членов мобильной группы сопровождали представители предприятия – заместитель технического директора по охране труда, промышленной безопасности, экологии и гражданской обороне Александр Козловский, заместитель начальника управления охраны труда Николай Зиновьев, заместитель директора по социальным вопросам и идеологической работе Алексей Ламекин.
Первое впечатление самое благоприятное. Для студентов созданы комфортные условия труда, они обеспечены спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты. В цехе установлены мониторы, на которых транслируется информация по охране труда.
Еще один студенческий отряд, сформированный УО «Белорусская государственная академия авиации», задействован в ГП «Зеленстрой Заводского района г.Минска». Ребята выполняют работы по благоустройству зеленых зон Заводского района г.Минска.
Рекомендации по охране труда
- Руководителям организаций всех форм собственности:
- обеспечить актуализацию СУОТ, своевременность прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда работающими
- усилить контроль за соблюдением законодательства об охране труда, принимать меры по устранению выявляемых нарушений требований законодательства об охране труда, совершенствованию работы по охране труда и профилактике производственного травматизма, укреплению трудовой и производственной дисциплины, ужесточению спроса с работников за допускаемые нарушения в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014
№ 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» - обеспечить контроль за соблюдением трудовой дисциплины, в том числе за счет ужесточения пропускного режима, применением выданных работникам средств индивидуальной защиты и не допускать к работе (отстранять от работы) работников их не использующих
- включать в коллективные договора условия по поощрению должностных лиц и работников предприятий за обеспечение безопасных и здоровых условий труда
- организовать контроль за выполнением работниками должностных обязанностей по охране труда, организацией и проведением работ с повышенной опасностью, соблюдением норм, правил, инструкций по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с актами законодательства, в том числе с требованиями инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
Обследования состояния охраны труда в организациях
Уважаемые руководители субъектов хозяйствования!
Информируем Вас о том, что Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется проведение мониторингов, а также обследований состояния охраны труда в организациях.
При проведении мониторинга не истребуются документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда. По результатам проведения мониторинга выдаются рекомендации по устранению выявленных нарушений.
При проведении обследования дополнительно изучаются документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда.
При добровольном устранении выявленных в ходе мониторинга (обследования) нарушений (недостатков) не применяются меры ответственности в отношении организации и (или) ее должностных лиц.
Проведение мониторинга или обследования способствует профилактике производственного травматизма, обеспечению организации работы по охране труда в соответствии с требованиями законодательства.
В случае принятия решения о проведении мониторинга или обследования, необходимо письменно обратиться в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда (220004, г. Минск, пр. Победителей, 23/3).
Повышение квалификации по охране труда руководителей и членов комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда
Компетентность и повышение квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда является одним из важнейших путей снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 61-З) работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.
Обучение, переподготовка, повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда проводится в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» (ред. от 30.12.2016).
Согласно постановлению
Руководители организаций:
определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
организуют обучение работников в организации;
обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
Руководители организаций обеспечивают направление:
работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
(п. 47 введен постановлением Совмина от 30.12.2016 N 1116)
Справочно. Повышение квалификации и семинары по вопросам охраны труда проводят следующие учебные заведения:
Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», ул. Московская, 15, тел. 8 (017) 200 89 83, 8 (017) 209 59 63, г. Минск; E-mail: ot@ohranatruda.by
Государственное учреждение образования «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», ул. Карбышева, 25, тел. 8 (017) 281 24 85, 8 (017) 281 51 78, г. Минск;
Государственное учреждение образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», ул. В. Хоружей, 29, тел./факс 8 (017) 334 86 37, тел. 334 87 95, г. Минск; E-mail: ripkmintruda@mail.ru
Республиканское унитарное предприятие «Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», пр. Победителей, 23, корп. 2, ком. 800б, 226 04 00, г. Минск;
Государственное учреждение образования «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала БНТУ», ул. Минина, 23, кор.2, к.204, тел/факс: 8 (017) 219-77-08, 380-56-98, г. Минск;
Государственное учреждение образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Белучцентрстром», ул.Минина,11 тел.226-26-62, г. Минск;
Государственное учреждение образования «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесопромышленного комплекса», ул. Тимирязева, 65-А, оф 216-Г, тел. 8 (017) 369-59-29, 8 (029) 850-67-07, 8 (044) 713-42-02, г. Минск;
Учреждение образования «Международный частный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров БелТЮФ», ул. Брестская, 34, тел. 212 40 13, 212 28 44, г. Минск;
и другие.
Литературу (пособия, справочники), сборники инструкций по охране труда, бланки журналов по охране труда, промышленной, электро-, пожарной безопасности, бланки удостоверений по охране труда и другое, а также плакаты и знаки безопасности для оборудования кабинетов охраны труда и наглядной агитации можно приобрести в следующих издательствах:
-«Центр охраны труда и промышленной безопасности» по адресу: пр. Независимости, 58/9, ком. 303, тел. 292-32-34, 331-98-35, 292-04-69 cotj2009@gmail.com;
- ОДО «Профи Труд» по адресу: ул.Чапаева, 3 ком.324, тел. 336-00-84, 290-35-31 cyot@tut.by;
- ООО «Издательский Дом «Белый Ветер», филиал № 1 г. Минск, ул. Володько, 30, тел. (017) 298-50-26 (27), 310-41-53, (029) 192-85-83, (033) 651-46-78, (025) 694-87-34 www.form.belveter.by;
- и другие.
Телефоны ответственных должностных лиц по охране труда
Должностные лица администрации Заводского района г. Минска, ответственные за состояние охраны труда:
Ф.И.О. | Должность | Телефон |
Заместитель начальника отдела экономического развития и анализа администрации | 389 26 50 |
Основные документы по охране труда для организаций
- Удостоверения по охране труда (минимум 3 для создания комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих – руководитель и плюс два работника ИТР; получаете после прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда в администрации района; при невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности; периодичность проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя и членов комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих – 1 раз в 3 года).
- Приказ о назначении ответственного по вопросам охраны труда.
- Приказ о создании комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
- Протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
- Утвержденный перечень работ и профессий, по которым проводится проверка знаний.
- Утвержденный перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.
- Журнал регистрации вводного инструктажа. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
- Программа вводного инструктажа, утвержденная нанимателем.
- Утвержденный перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.
- Утвержденный перечень инструкций по охране труда, действующих на предприятии.
- Инструкции по охране труда. Наличие на рабочих местах выписок из инструкций по охране труда, эксплуатационной документации по оборудованию.
- Журнал регистрации инструкций по охране труда. Журнал выдачи инструкций по охране труда.
- Утвержденный нанимателем Перечень работ с повышенной опасностью, для проведения которых требуется предварительное обучение, проверка знаний работников по вопросам охраны труда и стажировка.
- Протоколы комиссий (квалификационных и экзаменационных) по проверке знаний работников по охране труда.
- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
- Журнал регистрации непроизводственных несчастных случаев (происшествий)
- Журнал регистрации микротравм
- Журнал регистрации профессиональных заболеваний (отравлений)
- Акты о несчастных случаях на производстве формы Н-1 и документы расследования (если были производственные травмы).
- Отчеты о производственном травматизме.
- Перечень контингентов и список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
- Перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда
- Карты оценки организационно-технического уровня рабочих мест.
- Карты условий труда на рабочих местах
- Перечни профессий и должностей работников на бесплатную выдачу молока, мыла, смывающих и обезвреживающих средств.
- Предоставление дополнительных отпусков и сокращенного рабочего дня (по коллективному договору).
- Технический журнал работ по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений.
- Технические паспорта вентиляционных установок.
- Документы наладки вентиляционных установок на проектный режим и санитарно-гигиеническую эффективность.
- Инструкции по эксплуатации объектов и установок.
- Лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию.
- Документы электрохозяйства (техническая и оперативная).
- Документы по радиационной, лазерной, химической безопасности и другим объектам (если необходимы)
- Документы по пожарной безопасности согласно Общим правилам пожарной безопасности РБ для промышленных предприятий (ППБ РБ 01.01-94)
- Предписания специально уполномоченных госорганов надзора и контроля
- Кабинет (уголок, стенд), оформление, наглядные пособия и т.д.
- Положение (приказ) об организации работ по охране труда на предприятии. Положение (Руководство) о системе управления охраной труда, документы по идентификации опасностей, оценке рисков и определении мер управления ими в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 18001-2009 "Система управления охраной труда. Требования"
- План мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.10.2000 №136
Нормативно-правовые акты
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ23 июня 2008 г. N 356-З ОБ ОХРАНЕ ТРУДА (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 61-З)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 ноября 2008 г. N 175 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ИНСТРУКТАЖА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТАЮЩИХ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 27.06.2011 N 50, от 24.12.2013 N 131)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2008 г. N 210 О КОМИССИЯХ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 31.05.2011 N 39, от 24.12.2013 N 132)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2004 г. N 30 О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (в ред. постановлений Совмина от 04.11.2006 N 1462, от 18.01.2007 N 60, от 18.02.2008 N 221, от 19.04.2010 N 579, от 09.12.2011 N 1663, от 01.03.2012 N 200, от 29.09.2012 N 885, от 18.10.2012 N 947, от 14.08.2013 N 712, от 14.04.2014 N 348, от 30.06.2014 N 637, от 31.07.2015 N 654)
Информационное письмо Несчастные случаи из-за недостатков обучения по охране труда.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о несчастных случаях, происшедших из-за недостатков в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда
В октябре 2015 года Департамент государственной инспекции труда информировал нанимателей и работодателей о неблагополучной ситуации, складывающейся с травмированием работников и работающих из-за недостатков в их обучении и инструктировании по охране труда.
Вместе с тем, вышеуказанные недостатки продолжают составлять существенную часть причин, повлекших несчастные случаи с тяжелыми последствиями.
За прошедший 2015 год в организациях республики недостатки в обучении и инструктировании по охране труда составили 8,9 процентов от общего количества установленных причин. Причем удельный вес вышеназванных причин, повлекших гибель работников, составляет 11,8 процента.
Более тревожная ситуация сложилась в организациях коммунальной формы собственности. Удельный вес причин, обусловленных недостатками в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, в вышеуказанных организациях составляет 13 процентов в случаях со смертельным исходом и 10,2 – при получении потерпевшими тяжелых производственных травм. Причем в сельскохозяйственных и строительных организациях коммунальной формы собственности указанные причины составляют соответственно 13,6 и 20 процентов.
Обучение, квалификация и компетентность работников являются неотъемлемой составной частью системы управления охраной труда в организации и одним из основополагающих условий ее эффективного функционирования.
В системе управления охраной труда любой организации обучение, инструктаж, стажировка, повышение квалификации и проверка знаний работников безопасным приемам и методам труда являются одними из основных превентивных мер по профилактике несчастных случаев на производстве. Особенно актуальными указанные требования становятся при допуске работников к выполнению высоко технологичных работ, в том числе с использованием современной техники, новых технологий и материалов. Кроме того, немаловажную роль уровень подготовки должностных лиц и работников по вопросам охраны труда играет при организации и проведении работ с повышенной опасностью, требующих в процессе их выполнения высокой согласованности действий.
Требования об обучении и инструктировании по вопросам охраны труда работников и работающих, привлекаемых к работам (оказанию услуг), определены для нанимателей и работодателей Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 175.
Во многих организациях республики разработаны и успешно применяются достаточно разнообразные современные формы и методы проведения инструктажа по охране труда, включающие наглядные материалы, демонстрацию фильмов, слайдов, проведение занятий и семинаров, интернет-ресурсы и многое другое. Главными действующими лицами в указанном процессе, как правило, в коллективах являются непосредственные руководители на местах, т.е. те, на ком лежит прямая ответственность за безопасное выполнение работ, а также специалисты по охране труда.
Также вполне можно допустить ситуацию, когда работник или работающий и без посторонней помощи может получать дополнительную информацию о безопасных приемах и методах труда, если для этого имеются необходимые условия, например, наглядные пособия и материалы, брошюры и т.д., расположенные в доступных и удобных местах.
Не прохождение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда по вине работника (с учетом требований статьи 49 Трудового Кодекса Республики Беларусь) является основанием не допускать его к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену).
Однако, на практике приходится иногда сталкиваться с ситуацией, когда работнику предлагается «просто» расписаться в документах по прохождению инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, хотя с ним указанных действий никто не проводил. Должностные лица, ответственные за обеспечение охраны труда на рабочих местах, должны отдавать себе отчет, что, совершая указанные действия они не информируют работников или работающих об имеющих место опасных и вредных производственных факторах, правилах поведения, а также применения безопасных приемов и методов работ. Таким образом, вступает в силу принцип: не проинформирован – значит, не предупрежден.
Так, 12 октября 2015 г. при выполнении шиномонтажных работ на автомобиле МАЗ 55142 произошел вылет бортового и замочного колец одного из его колес, повлекший тяжелую производственную травму водителя ОАО «Золотая подкова» (Витебская область).
Специальным расследованием несчастного случая установлено, что к выполнению шиномонтажных работ был допущен работник, не имеющий соответствующей квалификации (монтировщик шин и шинопневматических муфт), без проведения с ним инструктажа, прохождения стажировки и проверки знаний по охране труда для данного вида работ. Кроме того, потерпевший в момент происшествия находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (1,03 промилле).
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, повлекшие несчастный случай, определены директор и главный инженер организации, а также сам потерпевший.
В этот же день, 12 октября 2015 г., тяжелую производственную травму в результате падения с трехсекционной универсальной лестницы при спуске с чердачного помещения получил рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений УО «Гомельский государственный аграрно-экономический колледж» (г. Гомель).
К выполнению работы на высоте потерпевший был допущен без проведения с ним обучения, целевого инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, не имея соответствующей профессиональной подготовки и не прошедший медицинского осмотра на профпригодность.
Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, определен директор.
В результате пожара в вагоне-бытовке 16 октября 2015 г. погиб животновод КСУП «Велетин» (Гомельская область), который выполнял работу по выпасу молодняка крупного рогатого скота на отгонном пастбище.
Причинами, происшедшего несчастного случая, явились допуск потерпевшего к выполнению работы по обслуживанию животных без проведения с ним первичного инструктажа по охране труда и противопожарного инструктажа. Кроме того, в организации не был установлен режим рабочего времени (сменности), а также не осуществлялся контроль за выполнением животноводами своих трудовых обязанностей, соблюдением ими производственной и трудовой дисциплины. Сам потерпевший в момент гибели находился в состоянии алкогольного опьянения (1,5 промилле).
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены бригадир животноводческой фермы и сам потерпевший.
23 октября 2015 г. в результате падения с лесов строительных рамных при выполнении работ по оштукатуриванию наружных стен дома на строительном объекте тяжелую производственную травму получила маляр Кричевского унитарного коммунального производственного предприятия «Коммунальник» (Могилевская область).
Установлено, что к выполнению работ на строительном объекте потерпевшая была допущена без ознакомления (под роспись) с проектом производства работ, без проведения с ней первичного инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте по профессии «штукатур». Строительные рамные леса были смонтированы и эксплуатировались с незакрепленными к их поперечинам деревянными настилами, а также с отсутствующими перильными и бортовыми ограждениями.
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, повлекшими несчастный случай, определены мастер и начальник ремонтно-строительного участка, а также заместитель директора.
Из-за упавшего во время валки дерева 17 ноября 2015 г. тяжелую производственную травму получил один из рабочих зеленого строительства бригады ПКУП «Коммунальник», занимающейся спиливанием и уборкой аварийных деревьев (г. Брест).
К выполнению работ (по сбору и уборке веток от спиленных деревьев) потерпевший был допущен без прохождения им первичного инструктажа по охране труда на новом объекте и без ознакомления с технологической картой на выполнение работ по валке деревьев. Кроме того, со стороны мастера не осуществлялось непосредственного руководства работниками по выполнению ими валки дерева в соответствии с требованиями технологической карты и локальных нормативных правовых актов.
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены мастер и рабочий зеленого строительства, выполнявший валку дерева.
1 декабря 2015 г. при выполнении ремонта цепи продольного транспортера тяжелую производственную травму получил укладчик пиломатериалов, деталей и изделий из древесины ОАО «Гомельдрев» (г. Гомель).
В этот день для устранения неисправности линии сортировки и переработки бревен мастер цеха в помощь слесарю-ремонтнику и оператору линии направил укладчика пиломатериалов, деталей и изделий из древесины.
Со стороны должностного лица, организовавшего работы по ремонту линии сортировки круглого леса, отсутствовал контроль за соблюдением работниками требований локальных нормативных правовых актов. Кроме того, к выполнению работы по ремонту цепи транспортера потерпевший был допущен без соответствующей профессиональной подготовки, не прошедший инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по выполняемой работе.
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены мастер, слесарь-ремонтник и оператор агрегатных линий сортировки и переработки бревен.
Учитывая изложенное, в целях профилактики и недопущения несчастных случаев на производстве с работниками, происшедших из-за неисполнения ими требований, установленных законодательством в области охраны труда, Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным предложить республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:
– проанализировать ситуацию с травмированием на производстве работников, в том числе по вышеуказанным причинам и принять исчерпывающие меры по недопущению повторения аналогичных несчастных случаев;
– регулярно рассматривать на общих собраниях, совещаниях руководителей и специалистов обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, аварий и инцидентов на производственных объектах, вырабатывать и принимать меры по их недопущению. Заслушивать на заседаниях коллегиальных органов лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, обсуждать предложения работников по улучшению условий и охраны труда;
– ужесточить контроль за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
– в соответствии с требованиями статьи 49 Трудового кодекса Республики Беларусь обеспечивать немедленное отстранение от работы работников, находящихся на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения, и принимать в этой связи необходимые меры в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
– обеспечивать выполнение требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;
– при отсутствии документов, подтверждающих прохождение работающими обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, осуществлять в установленном порядке их обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (услуг);
– допускать к работе работников, совмещающих несколько профессий (должностей) после прохождения ими обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям);
– перед выполнением работ на объектах, отнесенных к категории опасных производственных объектов согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
– проводить повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более одного месяца со дня ее проведения лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины);
– не допускать к выполнению работ (оказанию услуг) лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда повторно. Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производить в соответствии с законодательством.
Положение о проведении Дня охраны труда в организациях, расположенных на территории Заводского района г.Минска.
Настоящее Положение направлено на повышение эффективности осуществления контроля за соблюдением законодательства по охране труда, усиление профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников.
1. Целями проведения Дня охраны труда в организациях, расположенных на территории Заводского района г.Минска (далее – День охраны труда), являются:
–создание эффективной системы административно-общественного контроля за обеспечением в структурных подразделениях и на рабочих местах организаций здоровых и безопасных условий труда;
–повышение заинтересованности и ответственности всех участников производственного процесса в соблюдении требовании норм и правил охраны труда;
–осуществление плановых мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
– распространение передового опыта по улучшению условий и охраны труда;
–- осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, принятие оперативных мер по устранению имеющихся недостатков и нарушений.
2. День охраны труда в организации – это подведение итогов и оценка результатов комиссионных обследований структурных подразделений в форме расширенного совещания, проводимого руководителем (заместителем руководителя) организации.
3. День охраны труда рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал в день, установленный приказом руководителя предприятия, организации.
4.Организация проведения Дня охраны труда.
4.1. Руководитель организации приказом устанавливает дату
проведения в структурных подразделениях и в целом по организации Дня
охраны труда, состав комиссии, порядок Проведения и подведения итогов.
В состав комиссии рекомендуется включать представителей службы охраны труда, главных специалистов, руководителей подразделений, представителей профсоюзных организаций, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц до охране труда, медицинских работников.
4.2. Комиссия организации, как правило, в День охраны труда
осуществляет проверки отдельных подразделений, объектов, результаты
которых обсуждаются на совещании у руководителя (заместителя
руководителя) предприятия, организации.
5.В ходе проверок изучается:
– выполнение планов мероприятий по улучшению условий труда, в том числе предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими внутренними документами организации;
– наличие инструкций по охране труда для работников согласно должностям, профессиям и видам работ в подразделении, соответствие их требованиям законодательства;
– соблюдение установленного порядка проведения обучения по охране труда, проверки знаний по вопросам охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда;
– санитарно-гигиеническое состояние производственных, вспомогательных и бытовых помещений;
– организация профилактической работы по устранению причин производственного травмирования;
– обеспеченность и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;
– организация рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– устранение нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок (отмеченных в протоколах Дней охраны груда, приказах, предписаниях органов государственного надзора и контроля, общественного контроля и
др.);
–проведение общественного контроля по охране труда профсоюзными организациями.
В перечень изучаемых вопросов возможно включение и других позиций.
6.Организация работы по охране труда, обучение руководителей,
специалистов и работников, обеспечение безопасности труда на рабочих местах, контроль за состоянием охраны труда оцениваются по показателям, разработанным в организации и утвержденным приказом руководителя.
7.Итоги проверки состояния охраны труда в организации
оформляются справкой, отражающей общую характеристику в соответствии с показателями и сводными результатами.
В справке даются комментарии о содержании исполнения, качестве и количестве выполненных работ. По каждому направлению устанавливается суммарная балльная оценка, а также балльная опенка в целом по организации с учетом снижения баллов за каждый случай производственного травматизма.
Исходя из приведенных в справке данных делаются выводы о необходимости реализации правовых, организационных, технических и других решений.
8.На совещание к руководителю организации приглашаются члены утвержденной комиссии по проверке соблюдения корм и правил по
охране труда, руководители структурных подразделений и служб.
В ходе совещания заслушиваются руководители подразделений, другие работники, допустившие нарушения требований норм и правил по охране труда.
9.По результатам обсуждения дается оценка работы ответственных должностных лиц, допустивших нарушения требований нормативных актов по охране труда, определяются мероприятия по устранению выявленных недостатков, сроков исполнения и ответственных лиц, а также предложения по привлечению к ответственности виновных.
Результаты обсуждения оформляются протоколом, на основании которого издается приказ руководителя организации.
10.В День охраны труда рекомендуется проведение экспозиций, демонстрационных стендов по пропаганде передовых форм организации работ и культуры производства, безопасных условий и охраны труда, новейших высокотехнологичных средств индивидуальной защиты, а также конкурсов на лучшее рабочее место, структурное подразделение и др.
Аттестация рабочих мест практика
О проведении практических занятий
по использованию модуля электронной формы (МЭФ)
«Результаты аттестации»
и отправке сформированных результатов аттестации рабочих мест
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.01.2014 № 4,результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), действующей по состоянию на 1 января 2009 г. и проведенной организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. N 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда", предоставляются нанимателями в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее - органы государственной экспертизы условий труда) в электронном виде.
С целью своевременного выполнения поставленной задачи ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» проводит практические занятия по использованию модуля электронной формы (МЭФ) «Результаты аттестации» и отправке сформированных результатов аттестации рабочих мест.
МЭФ «Результаты аттестации» предназначен для формирования, храпения и экспорта в нужную структуру и формат пакета отчетных документов, утвержденного в организации по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, а также предоставления его в электронном виде в органы государственной экспертизы условий труда.
Квалифицированные специалисты ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» помогут освоить МЭФ «Результаты аттестации», приобрести практические навыки установки, настройки и эксплуатации программного обеспечения, подробно расскажут о возникающих в процессе работы вопросах и их решении.
Место проведения: пр. Победителей, 23/2, каб. 306, 220004, г.Минск.
Справки по тел. +375 (017) 306 27 42, e-mail: Zubik.T@mintrud.by
Рабочая мобильная группа
Состав рабочей мобильной группы по вопросам охраны труда в сфере строительства при администрации Заводского района г. Минска
Председатель мобильной группы |
||
Гуриненко Дмитрий Васильевич |
- |
заместитель главы администрации; |
Заместитель председателя мобильной группы |
||
Сташкевич Дмитрий Валентинович |
|
начальник отдела строительства |
Члены мобильной группы |
||
Римашевский Вадим Моисеевич |
- |
главный государственный инспектор отдела по надзору и контролю за соблюдением правил и норм по охране труда Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда; |
Суша Виталий Антонович |
- |
главный специалист государственного пожарного надзора РОЧС Заводского района; |
Кудрейко Николай Павлович |
- |
заведующий отделением гигиены труда центра гигиены и эпидемиологии Заводского района; |
Пинчук Виктор Владимирович |
- |
председатель Заводского районного комитета профсоюза «Садружнасць» |
Гутковская Наталья Ивановна |
- |
главный специалист отдела экономического развития и анализа администрации |
Функции мобильной группы ? оказание практической и методической помощи нанимателям в оперативном выявлении и устранении нарушений требований охраны труда в сфере строительства.
Вниманию работника
Статья 15. Закона Республики Беларусь «Об охране труда» устанавливает следующие обязанности работающего в области охраны труда:
- соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
- немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
- исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
Работник также обязан:
выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями;
в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Проверка знаний
Согласно статья 19 Закона «Об охране труда» от 23.06.2008 №356-З (далее Закон об охране труда) и п.39 Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №175 2Об утверждении инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (утв. в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2011 №50) «не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда».
В соответствии со статьей 13 Закона об охране труда работодатель обязан «… осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом». Ответственность за организацию обучения, инструктажа и проверки знаний возлагается на руководителя (ст. 226 ТК).
В случае не прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда или истечения срока действия удостоверения по охране труда, Вам, как руководителю организации, не имеющей вышестоящего органа управления, членам комиссии и специалистам Вашей организации необходимо пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии.
Для организации проверки знаний вышеуказанных лиц в администрации Заводского района создана комиссия для проверки знаний по вопросам охраны труда Проверка знаний осуществляется у должностных лиц организаций, расположенных (для индивидуальных предпринимателей – проживающих) на территории Заводского района.
Проверку знаний по вопросам охраны труда также можно пройти в комиссии Минского горисполкома, секретарь комиссии Веркович Елена Станиславовна, тел. 286 08 97, ул. Красная, 5, каб. 2, г. Минск, отдел охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома/
Для включения в протокол заседания комиссии организация направляет заявку на бланке организации по факсу: 295-65-49, на электронный адрес: Natalia.Gutkovskaja@minsk.gov.by почтовый адрес:220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 17, каб.5 по следующей форме
Председателю комиссии
администрации Заводского района
для проверки знаний по вопросам охраны труда
заявление
Просим провести проверку знаний по вопросам охраны труда следующих работников:
- Ф.И.О. (полностью), должность
- Ф.И.О. (полностью), должность
- Ф.И.О. (полностью), должность
Указать в заявлении
– основной вид деятельности
– численность работающих
- номер, дата приказа о внедрении системы управления охраной труда
(дата, номер приказа о внедрении, стандарт (НПА), в соответствии с которым разработана система)
Руководитель (заместитель) _____________ Ф.И.О. руководителя
(подпись, печать)
Ф.И.О., контактный телефон
ГРАФИК
проведения комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий организаций, не имеющих вышестоящих органов управления,
по вопросам охраны труда*
Месяц |
Дата проведения комиссии |
Январь |
09.01.2012 |
Февраль |
06.02.2012 |
Март |
05.03.2012 |
Апрель |
09.04.2012 |
Май |
07.05.2012 |
Июнь |
11.06.2012 |
Июль |
16.07.2012 |
Август |
20.08.2012 |
Сентябрь |
10.09.2012 |
Октябрь |
08.10.2012 |
Ноябрь |
12.11.2012 |
Декабрь |
10.12.2012 |
*В графике проведения комиссии возможны изменения
Место проведения комиссии – администрация Заводского района (ул. Жилуновича, 17, каб. № 21)
Проверка знаний в комиссии администрации района осуществляется по следующим билетам (xsl)
Повышение квалификации работников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Повышение квалификации (обучение) по вопросам охраны труда можно пройти в следующих учреждениях образования.
научно-образовательном центре охраны труда и промышленной безопасности ГУО "Республиканский институт высшей школы" (г. Минск, ул. Московская, 15; тел. 200-89-83; 209-59-63; 200-86-92);
центре охраны труда и технической безопасности Института "Кадры индустрии" (г. Минск, ул. Карбышева, 25; тел. 281-51-78; 283-95-17; 287-61-86; 263-80-61);
республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (г. Минск, ул. В.Хоружей, д. 29, тел. 334 86 37, 334 87 95);
ЦПП ЧУП «ЭНВЕК», г. Минск, ул. Чкалова, 35/1, тел. 224-21-39
учреждении образования «Международный частный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров БелТЮФ», г. Минск, ул. Брестская, 34, к.85, тел. 212-40-13.
ассоциации международных автомобильных перевозчиков "БАМАП", г. Минск, проезд Бетонный, 23, тел.209-26-00
Кроме этого, семинары по вопросам охраны труда проводит Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, расположенный по адресу: г. Минск, пр. Победителей, 23, корп.2, ком 800б, тел 203-57-43.
Задачи и функции службы охраны труда
Задачи службы охраны труда
- Подготовка предложений по формированию и осуществлению государственной политики в области охраны труда, совершенствованию территориальной системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению в организациях, расположенных на подведомственной территории, здоровых и безопасных условий труда;
- Оказание организационной и методической помощи по вопросам охраны труда организациям, расположенным на подведомственной территории;
- Организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
- Организация в соответствии с полномочиями местного исполнительного и распорядительного органа государственного контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной территории;
- Информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной территории, по вопросам охраны труда;
- Распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.
Функции службы охраны труда
- анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной территории, разработка мер по их профилактике;
- участие в организации разработки и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- организационное и методическое руководство работой структурных подразделений администрации района, служб охраны труда организаций, расположенных на подведомственной территории, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Анализ организации работы служб охраны труда организаций, расположенных на подведомственной территории, их укомплектованности в соответствии с требованиями законодательства об охране труда, нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. N 94, подготовка предложений по устранению недостатков и нарушений по этим вопросам;
- внесение предложений по совершенствованию территориальной системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории;
- организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
- организация и руководство работой кабинета охраны труда в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. N 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 8/1528);
- подготовка государственной статистической отчетности по охране труда;
- пропаганда и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории, в том числе через средства массовой информации, организацию выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний и других мероприятий;
- участие в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
- информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной территории, по вопросам охраны труда;
- консультирование, подготовка ответов на запросы организаций, рассмотрение в установленном порядке писем, обращений граждан по вопросам охраны труда;
Вниманию работодателя
Статья 13. Закона Республики Беларусь «Об охране труда» устанавливает следующие обязанности работодателя по обеспечению охраны труда:
- обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения;
- предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;
- принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;
- осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
- информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
- обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;
- осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;
- беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию;
- не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);
- возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством;
- исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
Работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам (далее - наниматель), также обязан:
- обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда;
- обеспечивать режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
- предоставлять работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальную одежду, специальную обувь и другие необходимые средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами;
- осуществлять постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;
- не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работающего, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
- принимать локальные нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
- обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
- осуществлять постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;
- разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности;
- пропагандировать и внедрять передовой опыт безопасных методов и приемов труда и сотрудничать с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;
- организовать в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;
- выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
Работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор (договор подряда) предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда (Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях»
Статья 9.17 Hарушение правил по охране труда
1. Нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от ста до четырехсот базовых величин.
Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 9.19. Hарушение законодательства о труде
1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
2. Исключена.
3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16–9.18 настоящего Кодекса и частями 1 и 3 настоящей статьи, причинившие вред работнику, – влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 9.20. Сокрытие страхового случая
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до ста базовых величин.
Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, – влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления – до двадцати базовых величин.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
В соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь нарушение правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Руководителю О внедрении системы управления охраной труда (СУОТ)
Администрация Заводского района г. Минска уведомляет, что ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) обязывает работодателя разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
В соответствии со ст. 13 Закона и во исполнение Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 982 примите меры к внедрению системы управления охраной труда (СУОТ) на основе национального стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», которая позволит выявить производственные опасности, дать оценку рисков гибели и травмирования работников, а также разработать и реализовать эффективные меры по их снижению.
Одновременно информируем: для самостоятельной разработки СУОТ можно использовать:
- Рекомендации по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2006 № 132;.
- Методические рекомендации по применению СТБ 18001-2009, Библиотека журнала «Ахова працы», № 12, 2009, № 9, 2010
- Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда в организации, издательство Центра охраны труда и промышленной безопасности, Минск, 2008.
С целью оказания методической помощи Центром охраны труда и промышленной безопасности РИВШ (г. Минск, ул. Московская, 15, тел. 200 89 83, www.ohranatruda.by) организуются семинары «Разработка и внедрение СУОТ в соответствии с СТБ 18001».
О внедрении системы управления охраной труда (дата, номер приказа) просим информировать администрацию района (т/ф 294 23 53).
Дополнительно информируем: на сайте Мингорисполкома размещена информация по внедрению государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 http://www.minsk.gov.by/ru/org/5195/attach/30fe758/
Об организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Администрация Заводского района г. Минска информирует, что в соответствии со ст. 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации (далее – уполномоченные лица).
Указанная норма устанавливает порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (далее – общественный контроль) в организации при отсутствии профессиональных союзов.
Выборы уполномоченных лиц проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица осуществляют общественный контроль в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179.
Наниматели обеспечивают необходимые условия для осуществления общественного контроля уполномоченными лицами, предоставляют в их пользование правила, инструкции, другие нормативные правовые акты по охране труда, оказывают содействие в обучении вновь избранных уполномоченных лиц.
С целью создания безопасных и здоровых условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма администрация района рекомендует принять меры по организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами работников.
Алгоритм действий при несчастном случае, происшедшем на производстве
1 |
Первоочередные действия на месте происшествия |
1.1 |
Немедленно освободить потерпевшего от воздействия травмирующих факторов. Оказать ему первую помощь, вызвать медицинских работников на место происшествия или доставить потерпевшего в организацию здравоохранения |
1.2. |
Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц |
1.3. |
Обеспечить до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, если отсутствует угроза для жизни и здоровья других лиц, а если это невозможно – зафиксировать обстановку путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом |
2 |
Информирование о несчастном случае |
2.1. |
Потерпевший (при возможности), другие работники сообщают о происшедшем должностному лицу организации |
2.2. |
Должностное лицо докладывает о несчастном случае нанимателю |
2.3.1. 2.3.2. 2.3.3. 2.3.4. |
при несчастном случае с работником другого нанимателя – в течение одного рабочего дня сообщает о несчастном случае нанимателю потерпевшего; |
3. |
Организация и обеспечение расследования несчастного случая в установленные сроки |
4. |
Оформление материалов расследования |
5. |
Рассылка материалов расследования заинтересованным лицам |
6. |
Организация учета несчастного случая |
7. |
Разработка и реализация мероприятий по профилактике несчастных случаев |
Охрана труда
График работы рабочей мобильной группы по вопросам охраны труда на май 2025 года (.pdf)
Положение о системе управления охраной труда в Заводском районе г.Минска (.doc)
Задачи и функции службы охраны труда
Телефоны ответственных должностных лиц по охране труда
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда
Основные документы по охране труда для организаций
Обследования состояния охраны труда в организациях
Типичные нарушения требований законодательства об охране труда
Положение о проведении Дней охраны труда
Аттестация рабочих мест практика
Алгоритм действий при несчастном случае, происшедшем на производстве
Информационное письмо Организация деятельности Студенческих отрядов (.docx)
Информационное письмо Несчастные случаи из-за недостатков обучения по охране труда
Комиссия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости