Рус Бел Eng

Соловей Анна Игоревна, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии»

Психология татуировки в современном обществе.

Тема татуировки очень сложна, потому что многогранна. За последние десять лет, она превратилась из табуированного элемента в часть культуры, получила массовое воплощение. Заставляя взглянуть на нее внимательнее и, по возможности, непредвзято.

Начнем с определения самого термина «татуировка». Под татуировкой (стойкой экзогенной пигментацией кожи) понимается сознательное искусственное нарушение целостности кожных покровов посредством колюще-режущих инструментов с последующим введением в раневую поверхность красящих веществ с целью получения стойких неисчезающих изображений. Одна из версий об этимологическом происхождении этого термина говорит о том, что на таитянском языке (острова Полинезии) «татау» означает «помечать, маркировать». Это слово привез в Европу мореплаватель Джеймс Кук. Надо отметить, что три мировые религии (христианство, мусульманство и иудаизм) негативно относятся к процессу татуирования.   Например, современная татуировка может наносится не только по этническо-религиозным или криминальным мотивам, но и отражать индивидуальность носителя, значимые события, личные предпочтения, позитивное отношение к спортивному клубу, музыкальному или политическому течению, присоединение к конкретной неформальной группе, сексуальные предпочтения, самовосприятие и др.  

Татуировки в наше время уже не вызывают удивления, не пугают прохожих, даже непосвященные люди научились отличать тюремную наколку от художественной татуировки. Если когда-то все татуировки скрывали особый смысл, то сегодня это больше способ самовыражения, часть молодежной моды. Однако не только это побуждает людей разрисовывать тела. По-прежнему актуален вопрос о том нормально ли это, не опасно ли для окружающих, и каковы причины увлечения тату.

История татуировки началась больше 5 тыс. лет назад. В первобытном обществе татуировки использовали как символ принадлежности к роду, племени или для обозначения социального статуса. По изображению на коже можно было понять, кто перед тобой: воин или охотник, вожак или изгой. Позже татуировки стали использовать как обереги или часть обряда, например, при посвящении мальчика в мужчины.

Долгое время татуировками обладали только избранные, особенные люди. Но в 1891 году все изменилось. Самюэль О’Рейли создал первую машинку для татуировки, тогда же эта деятельность превратилась в бизнес и способ развлечения.

На этом закончим с общими местами и вглядимся в эту проблему подробнее.

Татуировка в современном мире – это, прежде всего, высказывание. То, что люди используют для высказывания столь неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся им достаточными.  

Очевидно, что возросла сама потребность в высказывании. Современного человека со школы учат, что он является чем-то особенным, значимым. Никто не хочет быть частью однородной массы, все хотят выделиться, заявить о себе. Татуировка – в силу своей неотторжимости – является очень удобной формой подобного заявления. Не надо трудиться, не надо что-то доказывать или совершать. Не надо прилагать усилий для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал, до других. Наконец, не надо беспокоиться о сохранности достигнутого результата. Татуировка всегда с тобой, она всегда доступна восприятию окружающими. Ты можешь порвать одежду, потерять вещь, забыть текст, сфальшивить ноту, но татуировка всегда останется в неизменности. Своё высказывание тебе гарантировано.

Во-вторых, современный человек настолько самодостаточен, что его не очень-то заботит, кто окажется реципиентом его высказывания. Его не интересует диалог, достаточно высказаться самому. Татуировка обладает необходимой окончательностью. Это – завершённая реплика, не нуждающаяся в ответе. Ответа и не должно быть. Любой ответ ведёт к ослаблению твоей самореализации, а так ты реализовался – и всё.

В-третьих, татуировка – визуальный объект. В мире, где все разучились слушать друг друга, приходится смотреть в оба. Поневоле идёт перераспределение информации в пользу каналов коммуникации, ориентированных на зрение. Передаче подлежат образы (а не слова). Образы же рассчитаны на их эмоциональную обработку. Современный человек всё больше смещается в сторону эмоциональности; рациональное утрачивает былое значение.

Наконец, современный человек испытывает дефицит свободы. Свобода приходит к нам изнутри, а внутрь себя сегодня заглядывать как-то не принято. Принято считать себя цельной ценностью, со всеми ментальными потрохами. Поэтому нынешний человек поверхностен. И свобода нужна ему внешняя. А внешней свободы у человека всегда было мало, мало её и сейчас. Можно сказать, даже: особенно мало. Человек сегодня в рабстве у денег. Все смыслы сведены к деньгам. Вся жизнь строится как зарабатывание и трата. И, не имея сил изменить это, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на своё тело.

 Бросается в глаза и значительное увеличение числа женских татуировок. Мужчины, с которыми я обсуждала эту тему, выражали свое мнение о татуированных женщинах исключительно в резкой форме (в том же духе идет дискуссия и на разнообразных интернет-форумах). По практически единодушному мнению мужчин, татуировка является четким маркером не только доступности девушки (как, например, курение), но и явным признаком существенных психологических проблем - от ассоциаций с «зэчками» (без всяких «романтических» параллелей с Матой Хари) до однополой любви. И если какая-нибудь ласточка или бабочка заставляют всего лишь насторожиться, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре откровенно пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь» (и в прямом, и в переносном смысле). Действительно, условные 95% татуировок (причем речь не о «партаках» - изначально некачественных тату) и вблизи и, тем более, вдали выглядят не более чем грязным пятном или даже как вызывающее брезгливость кожное заболевание.  

Женщина в современном мире более потеряна, нежели мужчина. Положение мужчины, в сущности, не изменилось. Он как выходил на борьбу со средой, так может это делать и сегодня. Среда изменилась, да. Изменилось и то, что ранее за мужчиной, как правило, была семья, а теперь может не быть никого, и весь его конфликт со средой вызван реализацией лишь его собственных интересов. Но при этом его образ действий, в целом, сохраняется, ему всё знакомо, и он чувствует себя уверенно.

С женщиной всё по-другому. Модель её мироздания претерпела катастрофические изменения. Фактически, она была полностью разрушена и собрана заново совсем на других основаниях. Красивые ярлыки, повешенные на этот процесс – эмансипация, борьба за права и т.д., не могут скрыть ущербности её нового положения: она должна имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им. Отсюда проистекает неуверенность и повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели. В эти усилия входят и тату: ими женщина «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному усмотрению.  «Доступность» женщины, курение, сквернословие, однополые связи – из этой же серии (именно поэтому они легко могут сочетаться друг с другом). Всё это – способы реализовать и закрепить свою самодостаточность. Мнение мужчины тут ничего не значит, поскольку, учитывая это мнение, женщина находилась бы в традиционной модели, от которой она как раз пытается отстроиться.

Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки (мотивы «моды» и попытки «украшения» своего тела оставим за кадром как наименее интересные). Некоторые делают это для «самовыражения» (хотя что именно пытаются выразить таким способом, понять довольно сложно), отвешивая этим «пощечину общественному вкусу». Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно (некоторые даже используют известный феминистический лозунг «Мое тело – мое дело!», которым часто пытаются оправдать аборты, или мифологию бодипозитива). При этом значительная часть татуированных пытается убедить (себя или нас?) в том, что их тату якобы не несут никакого смысла и сделаны лишь потому, что «картинка понравилась» (в случае «наколотых» чертей и т.п. – это явно вопрос к психиатрам). Разберемся, правдивы ли эти объяснения. Возможно, главной причиной страсти к татуировкам ориентация на внешний мир, где тату как элемент показной «независимости» в действительности выступает маркером повышенной внушаемости и «стадности». Возможно, женщина недостаточно осознанно подходит к этим вопросам.

Диалектика моды состоит в том, что она всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным, которое одновременно присуще многим, что придаёт следованию моде стадный характер. Конечно, мода на тату существует. Как существует и мотив украшения тела. Все приведённые объяснения по-своему справедливы. Но правда их ограничена. Ведь на эти вызовы можно было бы ответить и иначе. Почему же выбирается ответ именно в виде тату. Не потому ли, что другие ответы оказались менее доступны.

Если человек сущностно пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Самореализация в виде тату стала массовой именно потому, что этот способ требует наименьших усилий при достижении очевидного для всех результата. Тому, кто готов духовно трудиться, татуировка не нужна; его реализация будет и без того полной, в ней просто не останется места для жестов ради жеста, к которым относится и тату.

С культурологической точки зрения следует отметить, что татуировка присутствует в культурах, которые достаточно примитивны.  Не говорит ли нам этот факт о том, что общество деградирует.

Количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, растёт.  На данный момент актуальна двухъярусная организации общества, когда часть социума (элита) живет в рамках сложной системы, а другой части человечества предоставлена свобода примитивной жизни. Следует отметить, что наличие татуировки уже является знаком принадлежности к «простой» части общества и закрывает ее носителю дорогу «наверх». Так, архаизировав своё сознание, люди теряют себя в этом сложном мире.

Татуировки дикарей – кровавая печать клятвы верности родоплеменным и природным духам (в христианском миропонимании – бесам). Нынешние демоны, скалящиеся с татуировок (а число таких изображений очень велико), также вряд ли позволяют усомниться в том, чья власть распространяется над данным человеком. Не случайно христианство и ислам запрещают пирсинг и тату. Получается, что значительная группа сограждан, воспитанных в православной (мусульманской) культуре, сознательно отказывается от этой части собственной идентичности, присягая демоническому миру.     

Можно с уверенностью сказать, что большинство людей не понимают, что совершают ритуальное действие, делая себе татуировку. Поэтому чаще всего тату не является прямым богоборчеством. Человек с тату не становится на сторону бесов, по крайней мере, сознательно. Другое дело, что мода на тату связана с ослаблением традиционной культуры «больших» религий (христианства, ислама). С помощью татуировки человек пытается заявить своё право на дополнительную степень свободы.

Добровольное нанесение татуировки отражает душевное состояние ее носителя и как проявление его невербального поведения может использоваться в качестве дополнительного диагностического признака у больных с психическими расстройствами при прохождении ими различных отборочных комиссий. Име­ет смысл ознакомить врачей-психиатров, клинических психоло­гов, специалистов, работающих в призывных и отборочных ко­миссиях, с методикой изобразительной, смысловой и групповой интерпретации татуировок при диагностике шизофрении, а также рекомендовать направление лиц с татуировками на дополнительное обследование у врачей-психиатров для выявления среди них больных с расстройствами личности, шизофренией, шизотипическими и шизоаффективными расстройствами.

Психиатры прямо связывают татуировки с различными душевными заболеваниями. По данным отечественных медиков, у лиц, наносящих татуировки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 78% случаев. В сюжетах татуировок людей с ПЛР часто отражается тематика смерти (кресты, черепа и т.п.). Связь татуировок с тягой к самоповреждению - саморазрушение-light - также является для специалистов общим местом. Можно ли говорить о том, что рост числа татуированных свидетельствует о глубоком неблагополучии нашего общества, об охватившем его неосознаваемом психозе и страсти к саморазрушению. Какие политические последствия может иметь массовое увлечение общества татуировками.

Несомненно, современное общество нельзя назвать здоровым. Психическое здоровье возможно только в условиях внятной картины мира. Человек должен понимать своё место в мироздании, знать, зачем он живёт и как ему надлежит жить. Вот тогда у него будет крепкое душевное здоровье. Беда современного общества – это потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек должен как-то удержаться в бытии, найти какие-то основания, позволяющие жить дальше несмотря ни на что. И он создаёт себе искусственные подпорки, убеждая себя, что достаточно просто быть таким, каков ты есть, или стать таким, каким тебе захотелось. Самоутверждение заменяет смысл, и татуировка – это один из способов самоутверждения.

Понятно, что подпорка нужна там, где потеряна устойчивость. Человек, стоящий на земле двумя ногами, татуировку делать не будет. Но тату – лишь симптом неблагополучия, а не его причина. Человек не становится ближе к душевному распаду, сделав татуировку. Просто он делает её потому, что распад недалёк.

Имеет ли политические последствия рост числа тех, у кого из-под ног выбита семантическая почва (смысл существования)? Безусловно, имеет. Но вот последствия могут быть совершенно различными: от разрушения социума до построения тоталитарной системы. Семантическая дезориентация современного человека обычно политиков не пугает. Это с человеком, имеющим твёрдое основание, необходимо договариваться, а лишёнными основания можно манипулировать. Утрата смыслов может специально взращиваться, являясь частью циничной политической игры, ведущейся в мировом масштабе. Человек без смыслов – это в своём роде идеальный глобальный человек, утративший корни, и потому   его можно легко использовать наиболее удобным образом. С этой точки зрения татуировка выглядит меткой, показывающей, что корни утрачены.  

Татуированные в целом – это группа риска или очередная недолговечная «модная» субкультура, от которой скоро останутся лишь воспоминания – и огромное количество изуродованных «татухами» людей, не чающих избавиться от неприятного напоминания о некогда совершенной ошибке?..

 Будущее открыто и неизвестно.  Возможно, тату могут остаться лишь знаками на теле, свидетельствующими об увлечении не самой лучшей модой. Будущее создаётся сегодня, и эта статья– тоже вклад в это будущее. Возможно, нам удастся что-либо изменить.

Нельзя избежать и достаточно мрачного пророчества: оно следует из того положения вещей, которое мы сегодня можем наблюдать. Обилие татуировок – весьма тревожный симптом. Классическая культура, которая включала в себя заботу о чистоте души и тела, отмирает, уступая место культуре своеволия, где «хочу» преобладает над «надо».  Норма всё чаще воспринимается как ненормальность. И если ситуация действительно дойдёт до полной индифферентности в отношении нормы, привычный нам мир сломается. Сегодня то и дело можно услышать, что это и является целью социального прогресса. А стало быть, подобный сценарий весьма вероятен. 

Психология татуировки в современном обществе.