Статкевич Наталья Борисовна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
В истории мировой цивилизации суицид рассматривали как религиозную, юридическую и морально-этическую проблему, как вопрос последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности.
Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущуюся неопределимой, как, например, отчуждение, смерть близких, детство, проведённое в разбитой семье, серьёзная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания. Последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид.
Согласно данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем самоубийств. Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Однако, официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Также никто не фиксирует неудачные попытки суицида, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
В последние годы отмечается и такой способ ухода из жизни, как «массовый суицид», когда в попытке или завершённом суициде участвуют 2 и более лиц.
Если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл.
Условно выделяют три основные концепции суицидального поведения: психопатологическую, где суицидальные действия являются одной из форм проявления психических заболеваний; психологическую, где ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор и социальную, где главным недостатком этой концепции является недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой.
С марта по апрель 2010 года было проведено экспериментально-психологическое исследование в рамках психодинамической теории Г.Аммона, понимающей личность как сложное многоуровневое структурное образование, выделяя первичные органические структуры, которые охватывают нейрофизиологические и биологические функции человека; центральные бессознательные функции, такие как агрессии, страх, сексуальность, креативность, нарциссизм и вторичные сознательные функции, которые определяют содержание способностей и навыков человека. Центральные бессознательные функции, обеспечивающие характер межличностных отношений, призванны обеспечивать индивидуальную психологическую адаптацию к среде, иными словами, иметь конструктивный характер. С другой стороны, они могут иметь отклонения в функционировании, т.е. действовать деструктивно, деформировать личностную структуру. И, наконец, могут препятствовать становлению личности, снижать интенсивность динамических межличностных взаимодействий и тем самым порождать функциональный интрапсихический дефицит.
Целью исследования было выявление взаимосвязи структуры личности и предрасположенности к суициду у лиц юношеского возраста. Необходимо знать какова же структура этих молодых людей, почему именно так, а не иначе поступают, отрекаясь от дара жизни, почему именно суицид считают единственным для себя выходом из кризисной ситуации.
Выборочную совокупность составили 102 испытуемых, самостоятельно обратившихся за помощью с жалобами депрессивного характера. Из них 85 девушек и 17 юношей. Заметим, что структура личности у лиц юношеского возраста по исследуемой нами выборке разнообразна.
В ходе исследования выявлено, что 39 испытуемым (38%) присуща деструктивность, проявляюшаяся в склонности к разрушению контактов и отношений. В тех случаях, когда энергия не находит внешний объект для своего выражения, она может направляться на собственную личность, проявляясь суицидальными тенденциями, социальной запущенностью, тенденциями к самоповреждению или предрасположенностью к несчастным случаям.
Для данной выборки характерна и дефицитарность, проявляющаяся в виде недоразвития Я-функции, т.е. в неиспользованности изначально заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром. В эмоциональных переживаниях на передний план выступают чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки. В данном исследовании выявлено у 7 испытуемых (7%).
У 17 испытуемых (17%) по шкале безнадёжности присутствует суицидальная тенденция за счёт преобладания гипоэмотивности, вялости реакций, сниженном уровне мотивации достижения, суженном диапазоне интересов и присутствием депрессивной симптоматики у лиц юношеского возраста, в основе которой лежат дисфункциональные установки, негативный атрибутивный стиль, недостаточность развития способности к решению проблем, склонность к переживанию безнадёжности и сниженная способность к прогнозированию позитивных событий.
Основной причиной юношеской дисгармонии и самоубийства является наличие в психике человека гуманструктур, носящих деструктивный и дефицитарный характер. Причина самоубийства есть внутренний конфликт, возникающий в результате столкновения установок сознания и бессознательного.
Дисфункциональные установки, негативный атрибутивный стиль, недостаточность развития способности к решению проблем, склонность к переживанию безнадёжности и сниженная способность к прогнозированию позитивных событий играют важнейшую роль в возникновении и развитии депрессивных переживаний и истинных суицидальных тенденций у лиц юношеского возраста.
Полученные теоретические и эмпирические данные составили основу для разработки научно-обоснованных методов психологической коррекции и профилактики суицидального поведения.
Выявляя внутренние гуманструктуры личности (агрессию, тревогу, внутреннее Я-отграничение, внешнее Я-отграничение, нарциссизм), подвергшиеся психотравматизации, появляется возможность увидеть моральный смысл внутреннго конфликта, определить степень его влияния на жизнеощущение индивида, на его отношение к жизни и смерти, т.е. установить, насколько данная ситуация стала кризисной и суицидоопасной.
Влияя на «зоны сохранной мотивации», а также восстанавливая «пострадавшие» внутренние структуры, удастся купировать суицидальные переживания, снять позитивное ценностное отношение к смерти, повысить ценность жизни, вернуть утраченный жизненный смысл.
Преодоление деструктивности и дефицитарности в гуманструктурах (агрессии, страха, внешнего Я-отграничения, внутреннего Я-отграничения, нарциссизма), приведёт к достижению целостности личности, достижении самости, равновесного состояния между сознанием и бессознательным. Таким путём можно преодолеть некоторые конфликты, ведущие к самоубийству. Систематические мероприятия, направленные на своевременное выявление лиц с совокупностью психологических признаков суицидального риска и осуществление с ними профилактической работы психологами, педагогогами, социальными работниками, могут привести к снижению уровня самоубийств среди населения.