Рус Бел Eng

О нюансах формирования столичной казны корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с членом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам Валерием Бороденей.

Как формируется столичная казна

– Валерий Анатольевич, в четвертом квартале Мингорсовет депутатов традиционно утверждает городской бюджет. Насколько мы близки к этому важному моменту и как идет процесс формирования городской казны на 2016 год?

– Работа над бюджетами всех уровней, в том числе республиканским, не останавливается никогда. Ее основа – анализ итогов предыдущего периода. К примеру, когда принимали бюджет 2015 года, учитывали, как был реализован его предшественник. Основные тенденции, которые налагают отпечаток на бюджет-2016, наметились еще в первом квартале нынешнего года. Исполнение прогнозных параметров идет непросто, и причины такого положения очевидны. Это значительная девальвация в Российской Федерации, серьезнейшее падение украинской экономики, мировое удешевление нефти и, соответственно, сокращение доходов тех производств, которые на этом построены. Хотелось бы, чтобы экономические успехи страны зависели исключительно от нее самой. Но сегодня складывается ситуация, которая меньше зависит от нас, а в большей степени определяется внешними факторами. Причем очень существенными. Самое сложное в данной ситуации – высокая турбулентность внешней среды, большая степень неопределенности. Поэтому перед разработчиками бюджета очень остро стоит вопрос, какие прогнозные цифры закладывать на следующий год. Даже мировые агентства, которые занимаются экономическим анализом, озвучивают очень разноплановые сценарии в отношении паритета основных валют, стоимости нефтепродуктов на 2016 год. Это очень усложняет деятельность финансовых управлений, потому что они строят ее, опираясь на эти прогнозы.

– Какая работа уже проделана?

– Проанализирован 2014 год. Мы внимательно смотрим на то, что происходит в 2015-м: какие приоритетные направления существуют, что необходимо выполнить в первую очередь. Могу с уверенностью сказать: республиканский и столичный бюджеты сохранят социальную направленность. Мы декларируем построение социально ориентированной рыночной экономики. И не только на словах это озвучиваем, но и обеспечиваем очень высокие социальные стандарты во многих сферах. Дошкольное образование, медицина, транспорт, система ЖКХ – эти направления очень серьезно дотируются из бюджета. Я не хочу сказать, что у нас все идеально. Есть определенные шероховатости, в том числе и с дотациями. Поэтому каждый год при рассмотрении нового бюджета всегда рассматриваются вопросы эффективности: сколько мы вложили и что получили.

Если в нынешнем году процесс утверждения бюджета немного затянется, это будет оправдано. Потому что чем ближе к 2016 году мы представим в законодательные органы проекты городского и республиканского бюджетов, тем более точные цифры сможем туда заложить. Наработки идут с апреля. Сформированы основные положения. Есть цифры, по которым пока ведется дискуссия. Это, в частности, вопросы межбюджетных отношений. Казна города бездотационна. Более того, на протяжении нескольких последних лет республиканский бюджет поддерживается столичным: предусмотрена передача трансфертов. Думаю, компромисс в этом отношении будет найден. Из-за сокращения доходной базы, возможно, разработчикам городского бюджета придется пересмотреть и сократить список капитальных вложений.

– Основные статьи доходов городского бюджета в 2016-м останутся прежними?

– Глава государства высказался за то, чтобы не менять налоги. Считается большим плюсом, если законодательная база в данном плане из года в год не трансформируется. Стабильность – это то, что очень ценится бизнесом. Поэтому и источники доходов городской казны останутся прежними. Это подоходный налог, налог на прибыль, НДС, налоги на собственность.