Рус Бел Eng

Соглашаясь на заработную плату «в конверте», в обход уплаты положенных социальных отчислений и подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) человек теряет социальную защищенность.

По общему правилу, работодатели, выплачивающие своим работникам заработную плату, обязаны исчислить, удержать и перечислить с заработной платы работника в бюджет сумму подоходного налога (13% от суммы начисленной заработной платы), а также произвести отчисления в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее - бюджет фонда) (35% от суммы начисленной заработной платы).

Однако, чтобы минимизировать суммы издержек на оплату труда, налоги и отчисления в бюджет фонда, отдельные субъекты хозяйствования официально выплачивают работникам только минимально допустимую заработную плату, а оставшуюся, как правило, большую часть заработной платы, - согласно устной договоренности с работниками выдают им на руки без отражения ее в бухгалтерском учете. Эта часть заработной платы и есть заработная плата «в конверте».

Еще хуже, когда заработная плата полностью выплачивается «в конверте». В этом случае подоходный налог и обязательные страховые взносы не уплачиваются вообще.

Обращаем внимание, заработная плата «в конверте» лишает работника многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым и иным законодательством, и в первую очередь это касается пенсии.

Так, при исчислении размера пенсии будут учтены только те суммы заработка, из которых уплачены обязательные страховые взносы, а именно с той части заработной платы, которая официально занесена в платежную ведомость. Теоретически, у работника останется только право в судебном порядке взыскать ущерб с недобросовестного работодателя.

Помимо этого, у работника, получающего от нанимателя зарплату «в конверте»:

- отсутствуют официальные сведения о фактически полученной заработной плате, что ставит под вопрос, например, получение кредита для строительства или приобретения крупной покупки, так как сумма запрашиваемого и выдаваемого кредита напрямую зависит от размера зарплаты;

- в случае болезни будет произведена выплата по больничному листу только из расчета «официальной» заработной платы;

- отпускные по трудовому отпуску будут начислены исходя из зафиксированной в договоре заработной платы;

- при уходе в декретный отпуск пособие по беременности и родам будет исчислено из «официального» среднемесячного заработка;

- могут возникнуть проблемы с получением визы, так как некоторые посольства и консульства требуют предоставить справку о зарплате за последние 3, 6 и 12 месяцев, чтобы подтвердить платежеспособность. 

Важно! Только работая на работодателя легально, работник получает социальную защищенность и справедливую пенсию. 

СПРАВОЧНО.

Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более 20 базовых величин (далее - БВ), совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, - влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ.

Фонд социальной защиты населения напоминает, что в соответствии с Законом от 26 мая 2021 г. №112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» в Республике Беларусь усилена ответственность нанимателей за выплату зарплаты «в конверте» и предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность нанимателя (ст. 243 Уголовного кодекса). 

! Не соглашайтесь на заработную плату «в конверте», подумайте о своем настоящем и будущем. 

Как позаботиться о будущей пенсии, работая у нанимателя-нерезидента? 

Вопрос. Физическое лицо заключило трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем, не являющимся резидентом Республики Беларусь.

Что необходимо сделать, чтобы этот период работы в будущем был засчитан в страховой стаж при назначении пенсии? 

ОТВЕТ.

В стаж работы для назначения трудовой пенсии включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов на пенсионное страхование.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, физические лица, заключившие трудовой договор и (или) гражданско-правовой договор (далее - договор) с работодателем, не являющимся резидентом Республики Беларусь не подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Вместе с тем, им предоставлено право на участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию и уплаты обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет фонда) в добровольном порядке (ч. 2 ст. 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», ст. 13 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее - Закон №118-З).

При изъявлении желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, данная категория граждан уплачивает взносы в бюджет фонда с даты подачи в органы Фонда социальной защиты населения заявления о постановке на учет (установленного образца) и следующих документов:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • трудовой договор (контракт) и (или) гражданско-правового договор на одном из государственных языков Республики Беларусь (подп. 3.10 п. 3, п. 5 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров от 10.07.2009 № 917, п. 2 ст. 13 Закона № 118-З).

Для постановки на учет в качестве плательщика взносов в бюджет фонда необходимо обратиться:

- в консультационно-аналитический отдел Минского городского управления Фонда социальной защиты населения (г. Минск, ул. Толбухина, д. 6, каб. 113)
либо
- территориальный орган Фонда социальной защиты населения по месту нахождения (жительства). 

СПРАВОЧНО.

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки (ст. 17 Конституции Республики Беларусь).

В Республике Беларусь языками делопроизводства и документации являются белорусский и (или) русский языки (ст. 8 Закона от 26.01.1990 № 3094-XI «О языках в Республике Беларусь»).

Составленные на иностранном языке документы, представляемые в государственные органы, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

В случае если трудовой и (или) гражданско-правовой договор составлен на двух языках: на языке страны нанимателя и одном из национальных языков Республики Беларусь, нотариальное заверение законодательно не предусмотрено. 

Начисление взносов на единовременную выплату на оздоровление к отпуску. 

Вопрос. Согласно ст. 182 Трудового кодекса в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск), если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров из расчета 1 оклада (п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

При этом порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

Каким образом начисляются обязательные страховые взносы на единовременную выплату на оздоровление к отпуску работникам бюджетных организаций

ОТВЕТ.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее - страховые взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень №115).

Обращаем внимание, что, указанные выплаты для начисления взносов ограничиваются пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 4 Закона № 118-З).

Не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде материальной и (или) иной помощи, оплаты стоимости путевок, билетов на культурные мероприятия, услуг физкультурно-оздоровительного характера, включая оплату абонементов, призов, подарков (за исключением выплат, указанных в подп. 9.6 п. 9 и п. 12 Перечня), от работодателя:

- по основному месту работы - в размере, предусмотренном в абз. 2 ч. 1 п. 23 ст. 208 Налогового кодекса (далее - НК), в течение календарного года.

- при работе по внешнему совместительству - в размере (применительно к каждому работодателю), предусмотренном в абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, в течение календарного года.

Обращаем внимание, что к п. 13 Перечня могут быть отнесены выплаты только в виде материальной и (или) иной помощи.

Таким образом, в локальных актах работодателя (коллективный договор, соглашение, трудовой договор (контракт)) должна быть указана именно материальная помощь на оздоровление, а не другие виды выплат (единовременная выплата, пособие на оздоровление и др.).

Соответственно, если работнику к отпуску полагается выплата, которая именуется как «единовременное пособие на оздоровление» или «единовременная выплата на оздоровлении», то п. 13 Перечня к таким выплатам не применяется. Таким образом, на указанные выплаты взносы в бюджет фонда начисляются в общеустановленном порядке.

Таким образом, только в отношении выплат в виде материальной помощи, в т.ч. на оздоровление к отпуску, применяется п. 13 Перечня №115 и такие выплаты не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда, если в совокупности с иными выплатами социального характера не превышен предел, предусмотренный п. 23 ст. 208 НК.