Рус Бел Eng

Новые экспозиции, посвященные теме геноцида белорусского народа, появились во всех школах и гимназиях Минска. Примечательно, что в качестве экскурсоводов выступают сами ученики.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

Дети исследуют прошлое не только по учебникам. Каждый экспонат музея — повод для изучения и создания собственной авторской экскурсии. В рамках шестого школьного дня юные гиды делятся друг с другом опытом, посещая музеи школ, где учатся их сверстники.

В СШ № 120 как раз состоялась такая встреча. Несколько десятков ребят из учреждений образования Заводского района собрались вместе, чтобы поговорить на тему геноцида с учителями истории, посмотреть, как такой трагический этап в прошлом нашей страны интерпретируют их «коллеги».

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

Сперва — краткое знакомство с экспозицией. В 120-й открыт Музей боевой славы Пролетарской Московско-Минской дивизии. Ему 45 лет, имеет звание народного. В основном фонде более 2 тыс. предметов. Многие вещи приносили сами ветераны дивизии и их родные. Ученица школы Юлиана Волкова рассказывает, что летом музей был обновлен: здесь открыли экспозицию, посвященную геноциду.

— И я выбрала эту тематику для проведения экскурсий. Много читала дополнительной литературы. И то, что узнавала, меня просто повергало в шок. Теперь, когда я об этом рассказываю детям, у меня дрожат колени, хотя я не волнуюсь, не боюсь публичных выступлений. Важно также эмоциональные моменты так преподать слушателям, чтобы и они были тронуты, — замечает юный гид.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

На стендах отражены страшные преступления фашистов — в архивных снимках, ужасающей статистике людских смертей. Рассказывается о работе концлагерей на территории Минска.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

— Также я повествую о воспоминаниях тех, кто прошел через ужасы войны. Никак не могу забыть рассказ мальчика, моего сверстника, который встретил ее в оздоровительном лагере. Их начали бомбить. Воспитатели, собрав детей, укрылись в воронке от взорвавшегося снаряда. Они решили, что дважды в одно место немцы бить не будут. А мальчик не успел спрятаться со всеми и нашел укрытие в каких-то завалах. И на его глазах погибли все, кто отдыхал в этом лагере, — бомба все-таки упала в ту самую воронку. И он один чудом остался жив, — рассказывает Юлиана.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

— Наш музей — это хранилище памяти. Я провожу здесь экскурсии с 5-го класса, поэтому он у меня в сердце, — делится десятиклассница Лиза Савкович. — Об истории дивизии, военных лихолетьях говорила сотням посетителей. К нам приезжали различные делегации. Но, наверное, самыми внимательными слушателями мне показались ребята с военного факультета Академии гражданской авиации. Такие дисциплинированные. И ветераны… они слушают нас, детей, со слезами на глазах. И складывается действительно очень эмоциональная атмосфера. Я не думаю, что нужно быть каким-то особенным человеком, чтобы работать экскурсоводом. Но эта деятельность тебя обогащает духовно.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

— У Заводскім раёне праводзіцца шэраг мерапрыемстваў у рамках месячніка па генацыду беларусскага народу. Гэта марафон экскурсій да помнікаў, абеліскаў, памятных знакаў. Наладжаны дыялогавыя пляцоўкі с прадстаўнікамі пракуратуры. Вялікі ўклад у гэтую працу ўносяць школьныя музеі. У раёне іх 18. І ў кожным з іх ёсть свае юныя экскурсаводы, якія праводзяць лекцыі па генацыду. І перш за ўсё пачынаюць апавяданне з гісторыі сваёй сям’і, школы і малой радзімы. Нягледзячы на ўсе цяжкасці, якія перанеслі нашыя продкі, яны не сталі манкуртамі, — рассказвает руководитель народного историко-краеведческого музея «Невычэрпная крыніца» гимназии № 25 Алина Похваленая. — Кожны можа весці экскурсію. Перш за ўсё ў верасні, калі набіраю групу юных гідаў, даю ім у рукі… анучкі. Вучні здзіўляюцца. Пасля экскурсіі прапаную ім упарадкаваць экспанаты, бо на іх збіраецца «пыл стагоддзяў». І так пачынаецца першае знаёмства з рэчамі, якія захоўваюць гісторыю. У нас няма шыльдачкі «Нельга чапаць рукамі». Дзеці пачынаюць цікавіцца, уцягваюцца ў даследчую працу. І спрабуюць правесці невялічкую экскурсію. А я дапамагаю зрабіць яе больш цікавай. Бо апавяданне павінна абрастаць прыказкамі, прымаўкамі, загадкамі, быць інтарактыўным. Мае юныя памочнікі перастаюць саромецца аудыторыі, у іх пашыраецца слоўнікавы запас, яны становяцца сапраўднымі аратарамі, пішуць навуковыя працы.

У нас нет таблички Руками не трогать. Как в школьных музеях готовят юных экскурсоводов

А. Похваленая рассказала, что сейчас все ребята-гиды готовятся к очень важному испытанию — республиканскому конкурсу юных экскурсоводов музеев учреждений образования. Он пройдет в декабре. Участники готовят видеоролики. А в них важно показать не только глубокие исторические знания, но и артистичность, захватить внимание зрителей.

Более подробно на новостном портале «Агентство Минск-Новости»
https://minsknews.by/u-nas-net-tablichki-rukami-ne-trogat-kak-v-shkolnyh-muzeyah-gotovyat-yunyh-ekskursovodov/