Рус Бел Eng

Об издержках производства, оптимизации маршрутной сети, доверии трудового коллектива и избирателей корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор филиала «Автобусный парк № 6» Александр Тишкевич.

«Гайки» Тишкевича

— Александр Александрович, не боязно было возглавить предприятие, имевшее немало проблем?

— В транспортной отрасли я уже более 30 лет. До этого окончил Бобруйский автотранспортный техникум, позже — Белорусский политехнический институт по специализации «организация перевозок и управление на транспорте». Начинал, так сказать, с азов, с контролера ОТК автоколонны № 2438, многие годы трудился на разных должностях и в самом автобусном парке № 6, последние несколько лет — главным инженером и первым замом. Был в гуще и в курсе проблем предприятия, мне небезразлична была судьба моего коллектива, оказавшегося в тяжелом положении. Склоняли его на всех совещаниях и планерках. На линию выходила лишь половина подвижного состава, 40 автобусов стояли безнадежно разобранными. Текучесть кадров зашкаливала и доходила до 54 %!

Первый год фактически жил в автобусном парке, с 5 утра до 10 вечера, а то и позже. Поначалу вынужден был принять жесткие дисциплинарные меры. Было много жалоб по всем инстанциям, что Тишкевич «пережал гайки». Однако к профессионалам, трудолюбивым и порядочным коллегам относился с уважением. Благодаря этому костяку, его доверию к новому директору, а также взвешенному подбору кадров положительные результаты не заставили себя ждать.

— Головная боль любого начальника транспортного предприятия — обновление техники и высокая текучесть водительского состава…

— В начале 2000-х ситуация стала меняться к лучшему. К тому же МАЗ и «Белкоммунмаш» стали производить автобусы, троллейбусы и трамваи и на весьма качественном уровне. В автопарк приходили на обкатку и доработку 101-я, 103-я, 104-я модели. Сегодня средний возраст наших автобусов 6–7 лет. Последние 14 машин марки 215 («гармошка») и несколько на пригород получили до и после чемпионата мира по хоккею — 2014. Положение отнюдь не критическое, а вполне терпимое. Своими силами продлеваем ресурс техники. Благо удалось сохранить ремонтные бригады, а также строительную группу. Она обслуживает не только автопарк, но и четыре диспетчерские станции, общежитие, находящиеся на нашем балансе. В последние годы проблем с водительским составом нет. У нас стабильно приемлемая зарплата и хороший соцпакет. Сегодня в очереди на трудоустройство семь шоферов.

Дееспособный коллектив

— Сокращение финансирования госпредприятий подвигает их руководство на непопулярные меры, в том числе экстраординарные, а также на устранение издержек, жесткую экономию ресурсов…

 

— Мы вынуждены были отправить на заслуженный отдых 8 специалистов хозяйственного парка. За его работниками закрепили по 2–3 машины, при необходимости задействуем и шоферов автобусов. Приучаем к совмещению профессий и в других подразделениях. В автопарке провели реновацию зданий, поставили пластиковые окна, утеплили помещения, заменили 70 % освещения на светодиодное, переводим на энергосберегающие лампы и диспетчерские. До предельного уровня снизили нормы потребления ГСМ. Если прежде в сутки автопарку требовалось 19–20 т дизельного топлива, то сейчас обходимся 17. Водители ропщут, но подстраиваются под жесткие нормативы. Оптимизация деятельности не могла не коснуться и маршрутной сети. Анализируем пассажирские потоки, корректируем маршруты. Общественный транспорт не должен перевозить воздух!

— Производственные и социальные проблемы крупного предприятия обычно проще решать совместно с профкомом. А как дела обстоят у вас?

— Сотрудничаем с ним, и плодотворно, практически по всем вопросам. Почти все труженики автопарка его члены. Представители профкома активно участвуют во всех мероприятиях, присутствуют на директорских планерках, вносят предложения. Возглавляет профком Александр Лужинский, поработавший в разных подразделениях автопарка, в том числе и в качестве моего заместителя.

— Чего удалось добиться за 10 лет руководства? Назовите главное.

— Все прогнозные показатели за 7 месяцев выполнены и перевыполнены. Последние годы автопарк № 6 неизменно занимает лидирующие позиции среди всех 10 транспортных филиалов «Минсктранса» — как по комплексным итогам, так и по отдельным. По культуре обслуживания пассажиров, по безопасности движения, экономии энергоресурсов и другим. Нам удалось модернизировать все производственные участки, переоснастили даже столовую. Но главное, конечно, в том, что создан дееспособный коллектив, работающий с большой отдачей.

Если уж взялся за гуж

— Что, по вашему мнению, еще можно сделать в плане улучшения обслуживания пассажиров?

— Считаю, Минск в обслуживании пассажиров находится на весьма высоком уровне и даже может поделиться опытом с теми же европейцами. Так, очень удобны электронные табло, информирующие о прибытии того или иного маршрута. Техника, которую выпускают белорусские заводы, зарекомендовала себя и в дальнем зарубежье. МАЗ уже поставляет автобусы модели 203088 стандарта Евро-6 в Германию. Другое дело, не все пассажиры ведут себя адекватно в транспорте, но это отдельная тема для разговора.

— Вы уже 6 лет являетесь депутатом горсовета, а ведь это дополнительные нагрузки и ответственность! К тому же эта работа требует надежных тылов — как на самом предприятии, так и в семье.

— Согласовывал вопрос выдвижения моей кандидатуры с супругой. Раиса Александровна 6 лет заведует общежитием, одним из лучших в системе «Минсктранса». У нас двое сыновей: Владиславу 25 лет, Артему 12. В потенциале своих помощников на предприятии не сомневаюсь, лично их подбирал. С заместителем по перевозкам Сергеем Кравченко поддерживаем отношения еще со студенческой скамьи. Если уж взялся за гуж, должен оправдывать доверие избирателей Голодедовского избирательного округа № 6, в пределах которого находится и автопарк. Прием людей веду у себя в кабинете. И львиная доля их проблем относится к коммунальному хозяйству.

— Доверие избирателей весьма изменчиво…

— Заслужить его можно только конкретными делами, а не красным словцом. За время работы в качестве заместителя председателя комиссии по транспорту и связи, а также члена комиссии по образованию, науке, культуре и спорту убедился в этом. Приведу лишь два разнородных примера. Районные власти дали разрешение на возведение в Чижовке многоквартирного дома прямо на месте парка отдыха, рядом со школой и двумя жилыми строениями. С ними общий язык не нашел. Вынужден был подключить к решению вопроса городской совет депутатов. Люди до сих пор благодарят. Несколько лет назад решил навестить пенсионера. Встретился с его соседями, которые пожаловались, что 3 года не могут добиться от ЖЭС ремонта придомовой скамейки. Кажется, мелкий факт, но из них тоже складывается мнение о депутатской состоятельности.

— Как восстанавливаетесь после тяжелых будней? В этом году отметили 50-летие, а выглядите моложе.

— О здоровье нужно заботиться постоянно и сызмальства. Никогда не курил да и алкоголем не увлекался. Настоящий эликсир для меня — поездки с семьей на дачу в Узденском районе, рядом с лесом и речкой. К сожалению, они не такие частые, как того хотелось бы. Но и там не могу сидеть без дела. Наверное, потому что трудотерапия — лучшее лекарство от всех болячек.

Справочно

Филиал «Автобусный парк № 6» — одно из крупнейших транспортных предприятий «Минсктранса» и Беларуси. Основан в ноябре 1984 года. Численность работников — 1 243, в том числе 686 — водители эксплуатационного парка. Обслуживает 84 маршрута, из них 53 городских, 30 пригородных, 1 междугородний.