Рус Бел Eng

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Времена былые

Еще 100 лет назад территория в районе современного Партизанского проспекта между станциями метро «Автозаводская» и «Могилевская» была засажена лесом. Ситуация стала меняться десятилетием позже. На карте РККА середины 1930-х годов уже обозначена воинская часть, находящаяся в районе современной улицы Кулешова. А на юго-восток от нее прорисована прямоугольная сетка дорог и нанесены постройки. Это и есть существовавший в то время военный городок, возникший возле места дислокации 26-й танковой дивизии. Располагался он в местности с названием Красное Урочище.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Уже позднее улица Кабушкина разрезала его на две части. От западной сохранилось немного: затерянные во дворах несколько одноэтажных домов и особенность этих мест — дом № 17 в переулке Кабушкина. Последний представляет собой пример типовой серии довоенных домов офицерского состава. При этом он не оштукатурен, а сохранил свою аутентичную кладку из красного кирпича.

Центр, да не тот

Нас же интересует восточная часть Красного Урочища. Она открывается пересечением Партизанского проспекта и улицы Центральной. Последний топоним — яркое напоминание о довоенном прошлом района, хотя у современного неискушенного горожанина он может вызвать легкое недоумение: какой же центр буквально в двух шагах от кольцевой? Под стать названию улицы — комплекс четырехэтажных домов, расположенных на ней. Роскошные сталинки 1930-х с хорошей даже по современным меркам планировкой квартир предназначались для офицеров и их семей.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода
Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

После войны здесь все отчетливее стало ощущаться влияние основанного в 1946 г. Минского автомобильного завода. Это видно не только в сериях домов. К примеру, на перекрестке Партизанского проспекта и улицы Трудовой, фактически на окраине столицы, в конце 1950-х годов появился один из первых подземных пешеходных переходов — через него заводчане попадали в жилой поселок по ту сторону прежнего Могилевского шоссе.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Интересное — внутри

Гуляя по крохотным, узким улочкам Красного Урочища, я подмечаю сохранившиеся довоенные реликты. В их числе здание офицерского клуба на улице Мичурина, выделяющееся необычной входной группой с четырьмя колоннами. После войны сюда перебралась библиотека Минского автомобильного завода, а уже в наши дни дом передали Дворцу детей и молодежи «Золак». На углу улиц Трудовой и Л. Чайкиной время пощадило баню военного городка. А на улице Социалистической, напротив МАЗа, находятся три бывшие солдатские казармы. На фронтоне одной из них выложили год постройки — 1936. Сейчас их корпуса отданы под два учебных заведения, еще одно здание находится в юрисдикции Министерства внутренних дел.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода
Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Ближе к Партизанскому проспекту, в глубине сквера, спряталось еще одно довоенное здание со стилизованными предметами городского быта: фонарями, скамейками. Время лишь скорректировало его предназначение. Сейчас здесь расположен ресторан, а изначально была столовая для командного состава части.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Пауза в 30 лет

Красное Урочище пережило несколько волн застройки. При этом типовых решений брежневской эпохи не найти. Лишь в конце 1980-х, после тридцатилетней паузы, здесь вновь появились подъемные краны. Когда-то на возвышенности в районе улицы Мичурина находились отдельные двухквартирные дома для заводчан. Потом их решили снести и воздвигнуть кирпичные 12-этажки, которые подступают вплотную к Партизанскому проспекту и создают тем самым еще один архитектурный ансамбль.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Говорят местные

Живущий в 12-этажном доме Александр рассматривает качество жизни в районе с разных сторон:

— Иногда ощущается влияние холмистого рельефа, но здесь он такой по всей округе. А летними ночами под окнами, если они выходят на Партизанский проспект, нередко слышен рев мотоциклов. На этом, пожалуй, минусы заканчиваются. Лично у меня как в поговорке: «Высоко сижу, далеко гляжу». Видны не только все кварталы на Ангарской, но и крупные лесные массивы на востоке от МКАД. Рядом большой торговый центр, станция метро, выезд за город, до поликлиники ходит прямой транспорт, из крана течет хорошая вода. Я бы этот район не променял на другой.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Молодая мама Виктория живет в одном из довоенных домов на улице Центральной.

— Мы с семьей специально искали квартиру здесь: цены на квадратный метр относительно невысокие, а транспортное сообщение для нас удобное, — говорит она. — Да и жилье в этом районе неплохое. В нашей сталинке, к примеру, всего две квартиры на этаже, высокие потолки. К кухне прилагается небольшое отдельное помещение, используем его как кладовую. Сейчас в доме идет капитальный ремонт, у нас будет новый балкон.

Планы на будущее

Красное Урочище в наши дни выглядит своеобразным реликтом социалистической эпохи, за небольшим исключением в виде единичных реновированных зданий. Что ждет его в перспективе?

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

— Жилая застройка в границах улиц Центральной, Социалистической и Партизанского проспекта будет сохранена с ее последующей реконструкцией и модернизацией. Нет планов сносить и жилые двухэтажки на улице Л. Чайкиной. В то же время в застройке вдоль Партизанского проспекта предполагается разместить объекты с общественными функциями, преимущественно на первых этажах,    — сообщила заместитель начальника управления — начальник отдела архитектуры управления по архитектуре и строительству администрации Заводского района Марина Пивоварчик.

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Также проект детального планирования территории предусматривает возведение многофункционального административно-гостиничного комплекса в районе пересечения Партизанского проспекта и улицы Социалистической. Планируется и трансформация малоэтажной жилой застройки на Социалистической под общественные объекты. А вдоль Партизанского проспекта предусмотрено строительство велодорожки.

Более подробно на новостном портале «Агентство Минск-Новости»
https://minsknews.by/chto-skryvayut-starye-kvartaly-mezhdu-partizanskim-prospektom-i-territoriej-minskogo-avtomobilnogo-zavoda/