Рус Бел Eng

Согласно ст.152 ГК Республики Беларусь, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно п.1 ст.937 ГК Республики Беларусь юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В силу п.1 ст.48 ГК Республики Беларусь юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п.2 и п.3 ст.952 ГК Республики Беларусь.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (ст.611), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

В силу ст.969 ГК Республики Беларусь, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

На основании п.10 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь №7 от 28.09.2000 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда», моральный вред, причиненный жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсируется владельцем источника повышенной опасности.

Так, в суде Заводского района было рассмотрено гражданское дело по иску Ш. к К., ОДО «Экспресслинии» о возмещении морального вреда.

Из пояснений истицы в судебном заседании следовало, что в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) ей были причинены физические и моральные страдания, которые были вызваны полученными ею при ДТП телесными повреждениями. Также истица пояснила, что в результате полученных ею повреждений она выпала из обычного русла жизни, расстроились ее планы, было поставлено под угрозу проведение плановой операции, в результате аварии ей пришлось уволиться, эмоциональное состояние ухудшилось, она чувствовала себя беспомощной, физически и эмоционально больным человеком с ограниченными возможностями, не могла вести активный образ жизни и заниматься общественной деятельностью.

Ответчик К. в ходе судебных заседаний исковые требования о взыскании морального вреда не признал, суду пояснил, что действительно имело место ДТП с его участием и участием истицы. Он пытался предотвратить ДТП, но в связи с ремонтными работами на дороге и наличием пассажиров в маршрутном такси, резко остановить машину и избежать столкновения с истицей не представилось возможным.

Представитель ответчика ОДО «Экспресслинии» требования о взыскании материального возмещения морального вреда признал, определение размера возмещения оставил на усмотрение суда.

Поскольку судом было установлено, что вред здоровью Ш. был причинен источником повышенной опасности – транспортным средством, владельцем которого являлось ОДО «Экспресслинии», под управлением работника ОДО «Экспресслинии», то суд пришел к выводу об удовлетворении требований Ш. к ОДО «Экспресслинии» о взыскании материальной компенсации морального вреда, исходя из причиненных истице физических и нравственных страданий.

В удовлетворении требований Ш. о взыскании материальной компенсации морального вреда к К. суд отказал, поскольку указанное требование не основано на законе.

Данное решение суда вступило в законную силу.